Сводное финансовое планирование на примере госбюджета

0
220

Оборот ВВП осуществляется в двух формах: материально-вещественной и стоимостной. Именно стоимостная форма внутреннего валового продукта зарождает финансовые отношения по решению вопросов о создании, использовании и распределении финансовых ресурсов. Данными процессами необходимо управлять, и осуществляется такое управление посредством финансового планирования, объектами которого являются различные бюджетные, финансовые и иные организации, а также денежные фонды. Благодаря финансовому планированию происходит сбалансированное распределение и дальнейшее использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

 

Финансовое планирование

 

Финансовое планирование обеспечивается системой финансовых планов, как на государственном, так и на территориальном уровне. Система финансовых планов является эквивалентом стоимостного выражения трудового и материального баланса.

Система финансовых планов включает в себя:

  1. Перспективные финансовые планы.
  2. Сводное финансовое планирование на всех уровнях управления.

Перспективный финансовый план составляется на основе прогнозов экономического и социального развития государства. В нем содержатся прогнозы по возможностям бюджета мобилизовать доходы и производить расходное финансирование. Перспективный финплан составляется на три года вперёд, и корректируется в зависимости от отклонений прогнозов от реальных показателей.

Перспективное финансовое планирование на общегосударственном и территориальном уровнях правления преследует следующие цели:

  • обеспечение прямой связи между финансовой политикой и социально-экономического развития государства;
  • осуществление прогноза затрат на поддержание плановых мероприятий;
  • финансирование различных реформ, программ и новшеств;
  • реализация планов в сфере государственного бюджета.

Финансовое планирование является опорной точкой выведения сводного финансового баланса.

 

Сводный финансовый баланс

 

Сводный финансовый баланс – это баланс всех финансов, которые были созданы и использованы в пределах определенной территории, охватывая при этом все бюджеты и внебюджетные целевые фонды и предприятия, расположенных в пределах соответствующего пространства.

Бюджет, или адресный финансовый план, является заключением составленного раннее сводного финансового баланса. Цель сводного планирования заключается в следующем:

  1. Соблюдение материальных и денежных показателей в народном хозяйстве.
  2. Систематизация работы финансово-кредитной системы.
  3. Соответствие прогнозов в сферах социального и экономического развития государства.
  4. Установление источников финансирования мероприятий, планируемых вышеуказанным прогнозом.
  5. Выявление резервов и возможностей получения дополнительного дохода.
  6. Итоговое вычисление финансовых показателей.
  7. Разработка финансовой политики.

Сводный финансовый план составляется на основе макроэкономических показателей. Основной разработкой плана занимается Министерство Экономики Российской Федерации при участии Министерства Финансов.

На общегосударственном уровне сводный финансовый план выглядит следующим образом:

  Доходы Расходы
1 Прибыль Затраты на различные госинвестиции, включая погашение задолженности по кредитам, и исключая военное строительство
2 Налог на добавленную стоимость и аксцизы Затраты на восстановление минеральной и сырьевой базы
3 Подоходный налог с физлиц Государственные дотации
4 Налоги на имущество Расходы, осуществляемые предприятием из средств прибыли после всех необходимых отчислений, и амортизации
5 Финансирование и содержание Фонда социального страхования, Пенсионного фонда, Фонда страховой медицины и Фонда занятости Расходы на организацию социально-культурных мероприятий, финансируемых за счёт госбюджета и внебюджетных фондов
6 Содержание других бюджетных целевых фондов Расходы на научную сферу из средств государственного бюджета
7 Отчисления на восстановление минеральной и сырьевой базы Расходы на научную сферу из средств внебюджетных фондов
8 Амортизационные отчисления Расходы на оборону
9 Доходы в результате государственной деятельности, включая продажу государственного имущества Расходы на обеспечение и содержание судопроизводва, прокуратуры и правоохранительных органов
10 Налоги на осуществление любой внешнеэкономической деятельности Расходы на обеспечение и содержание органов государственной власти
11 Прочие доходы Расходы на осуществление внешнеэкономической деятельности
12 Расходы на образование резервов денежных ресурсов
13 Прочие расходы
Итого

 

Территориальное сводное финансовое планирование

Существует особая необходимость в составлении территориального сводного баланса, обусловленная следующими факторами:

  1. Постановка задач, выполнение которых требует объединения территориальных органов власти и предприятий, осуществляющих свою деятельность на данной территории, с целью социального и экономического развития территории.
  2. Координация и концентрация денежных средств для поддержания бюджета, при значительных тратах на осуществление социальных и экономических программ, учитывая такие источники финансирования как предприятия и ведомства на конкретной территории.
  3. Сведение в одну систему всех видов финансового планирования административно-территориальной единицы:
  • хозяйственных организаций;
  • организаций территориального целевого бюджета;
  • внебюджетных фондов.

Главная задача сводного финансового плана на территориальном уровне заключается в определении всех финансовых ресурсов, которые были использованы в регионе, поступали в качестве обеспечения и создавались в результате деятельности объектов региона. Речь идёт как о централизованных, так и децентрализованных денежных ресурсах, а также аккумулированных, и подвергшихся вынужденному перераспределению.

При этом необходимо производить анализ уровня мобилизации и применения денежных ресурсов региона в соответствии с потребностями развития.

Территориальный сводный план основывается на информационной базе следующего характера:

  • территориальные экономические, статистические, финансовые данные об органах управления и функциональных подразделениях;
  • экономические нормативы и лимиты, установленные в порядке согласования показателей по конкретному региону;
  • данные по программам социального и экономического развития региона;
  • данные о территориальном бюджете, внебюджетных фондах, балансе доходов и расходов всех предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на конкретной территории, независимо от их подчиненности тому или иному ведомству.

Территориальный сводный финансовый баланс имеет следующий вид:

Доходы Расходы
1 Прибыль Затраты на инвестиции, за исключением инвестиций, осуществляемых за счёт прибыльных средств:

·         за счёт федерального бюджета;

·         за счёт местного и регионального бюджетов;

·         за счёт прочих источников дохода.

2 Налог на добавленную стоимость и аксцизы

 

Расходы, осуществляемые предприятием из средств прибыли после всех необходимых отчислений, и амортизации
3 Подоходный налог с физлиц Расходы на организацию социально-культурных мероприятий, финансируемых за счёт госбюджета и внебюджетных фондов:

·         народное образование, подготовка специалистов-практиков и научных кадров, а также деятелей культуры, искусства и СМИ;

·         социальное обеспечение;

·         здравоохранение и физическая культура;

·         пособия и другие компенсационные выплаты.

4 Налог на имущество Обеспечение деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства из средств бюджета и внебюджетных фондов
5 Доходы от коммерческого использования и приватизации объектов государственной и муниципальной собственности Расходы на научно-исследовательскую деятельность
6 Платежи по ресурсам Расходы на обеспечение и содержание правоохранительных органов
7 Налоги государственного и регионального уровня Расходы на обеспечение и содержание органов власти и местного самоуправления
8 Амортизационные отчисления Расходы на целевые местные и территориальные программы
9 Обеспечение организации государственных, а также иных специальных бюджетных и внебюджетных фондов, включая:

·         Пенсионный фонд;

·         Фонд занятости населения;

·         Фонд социального страхования;

·         Дорожный фонд;

·         Фонд страховой медицины;

·         Муниципальный фонд;

·         Экологический фонд.

Резервные денежные фонды субъектов РФ и муниципальных образований

 

10 Прочие налоги и дополнительный доход Погашение досрочных кредитов, полученных с целью осуществления капитальных вложений
11 Досрочное кредитование с целью осуществления капитальных вложений:

1.       Из вышестоящих бюджетов:

·         субвенции и дотации;

·         средства Федерального фонда финансовой поддержки регионов;

·         завоз продукции на территории Крайнего севера и территории приравненные к ним.

2.       Из внебюджетных фондов государственного и территориального уровня.

Прочие расходы:

1.       В вышестоящие бюджеты:

·         налог на добавленную стоимость;

·         налог на прибыль;

·         аксцизы;

·         подоходный налог с физлиц;

·         прочее.

2.       Отчисления в государственные и иные специальные бюджетные и внебюджетные фонды.

Итого

 

Сводный территориальный финансовый план позволяет:

  • достигнуть социальной и экономической целостности развития региона;
  • определить точное количество денежных ресурсов необходимых для организации мероприятий, предусмотренных рамками региональной программы;
  • произвести баланс материальных и финансовых ресурсов, используемых на конкретной территории;
  • повысить качество финансового планирования на территориальном уровне.